ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

"Поющая революция" в Эстонии.

Ровно 30 лет назад - 11 сентября 1988 года - на Певческом поле в Таллине прошло музыкально-политическое мероприятие «Песнь Эстонии», на котором собрались около 300 000 эстонцев, т.е. около трети от численности эстонского народа. В ходе мероприятия был публично озвучен призыв к независимости Эстонии.

Это собрание стало кульминацией явления, вошедшего в историю под названием "Поющая революция".

​То, что поп-музыка имеет существенное значение в зародившемся в Эстонии в конце 1980-х гг. движении протеста, которое в итоге привело к восстановлению независимости, стало ясно еще на начальной стадии движения. Весной 1987 г. началась массовая кампания протеста против плана построить в Эстонии фосфоритную шахту, опасную для окружающей среды (т.н. фосфоритная война). Молодой композитор Ало Маттийзен (1961-1996гг.) и поэт Юри Леэсмент (р. 1961 г.) написали песню «Ei ole üksi ükski maa» («Ни одна страна не одинока»), в которой подчеркивалась общность всего населения Эстонии и солидарность с жителями Вирумаа, где должна была появиться шахта. Разные куплеты песни исполняли в общей сложности десять самых популярных поп-звезд тогдашней ЭССР, она быстро обрела большую популярность. Возможно, примером послужил благотворительный проект США «We are the World» («Мы – мир»), имевший место двумя годами ранее.

​Настоящая «поющая революция» началась в 1988 г., когда исполнение патриотических песен на различных массовых мероприятиях стало нормой.

​Из пары десятков наиболее полюбившихся песен сформировался основной репертуар, песни из него исполняли артисты со сцены, и пели люди в кругу семьи. Одну его часть составляли песни времен национального пробуждения конца 19 века, в том числе и гимн Эстонской Республики «Mu isamaa, mu õnn ja rõõm» («Моя отчизна, мое счастье и радость»), за публичное исполнение которого еще несколько лет назад могли наказать как за «хулиганство». Добавились и популярные песни современных артистов, исполняемые в разных жанрах (рок, фолк и пр.). Сверхпопулярным стал написанный тандемом Маттийзен-Леэсмент цикл «Пять песен времен пробуждения», частично основанный на обработках национальных хоровых песен столетней давности. Осовремененные слова подчеркивали важность традиций и общности народа, при этом обращая внимание на актуальные проблемы, такие как нерадивость государственной власти и растущую миграцию в страну.

​Популярные певцы исполняли патриотические песни и на различных музыкальных фестивалях, и на политических мероприятиях, слушатели, число которых нередко превышало десятки тысяч человек часто подпевали.

​«Поющая революция» сыграла очень важную роль в восстановлении независимости Эстонии, демонстрируя умонастроение народа и, тем самым оказывая воздействие, как на местных, так и на кремлевских носителей власти.

​Понятие «поющая революция» иногда используется и обобщенно применительно ко всей Прибалтике, отмечая аналогичное значение патриотических песен в процессе восстановления независимости, который в тот же период проходил в Латвии и Литве.

Источник:

http://www.estonica.org/ru/Поющая_революция_/

=========================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

========================

Распад СССР - Как ушла Эстония.
https://ed-glezin.livejournal.com/413690.html































Tags: ! - История Перестройки, ! - Распад СССР, 1988, Эстония
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments