Необходимость глубоких преобразований в сфере отношений собственности в СССР стала очевидной во второй половине 1980-х годов. К 1990 году на основе аренды с правом выкупа и полного хозяйственного ведения действовало подавляющее большинство предприятий в СССР. Стало ясно, что государственное имущество на определенных условиях и в соответствии с определенными процедурами должно передаваться в частную собственность. Тогда и вошло в обиход слово «приватизация», как переход объектов из государственной собственности в частную. Первое сообщение о законопроекте об общих началах разгосударствления и приватизации предприятий было сделано на заседании Верховного Совета СССР в апреле 1990 года. Предусматривалось, что главной формой передачи станет аренда с правом выкупа, участники которой должны будут декларировать свои доходы, а главным подходом — акционирование. Закон был ориентирован на выкуп предприятий в собственность трудовыми коллективами.
ЗАКОН
ОБ ОСНОВНЫХ НАЧАЛАХ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
И ПРИВАТИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Настоящий Закон определяет правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности в СССР.
Закон направлен на:
преодоление монополии государственной собственности;
обеспечение гражданам реальной возможности становиться собственниками средств и продуктов общественного производства на основе многообразия форм собственности;
создание условий для свободной предпринимательской деятельности, формирования эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Понятия разгосударствления и приватизации предприятий
Под разгосударствлением в настоящем Законе понимается преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности, а также в арендные предприятия.
Под приватизацией в настоящем Законе понимается приобретение в собственность граждан и созданных ими юридических лиц предприятий, находящихся в государственной собственности, и принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.
Статья 2. Законодательство о разгосударствлении и приватизации предприятий
1. Настоящий Закон устанавливает:
1) условия и порядок разгосударствления и приватизации находящихся в общесоюзной собственности предприятий, структурных единиц, подразделений и филиалов, объектов незавершенного строительства (далее именуемых предприятиями); при этом разгосударствление и приватизация предприятий, находящихся в совместном ведении Союза ССР и республик, осуществляются в соответствии с данным Законом и соглашениями между ними;
2) основные положения по организации разгосударствления и приватизации указанных объектов, находящихся в собственности республик, автономных и административно-территориальных образований.
2. Условия и порядок реализации юридическим лицам и гражданам принадлежащих государству акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ определяются их учредительными документами в соответствии с настоящим Законом и другим законодательством Союза ССР и республик.
3. Условия и порядок передачи предприятий в аренду определяются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде и принятыми в соответствии с ними законодательными актами, а также настоящим Законом.
4. Условия, порядок и формы разгосударствления и приватизации объектов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, находящихся в собственности республик, автономных и административно-территориальных образований, регулируются законодательством республик.
5. Разгосударствление и приватизация жилищного фонда, объектов образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, памятников истории и культуры, а также объектов, не подпадающих под пункт 1 настоящей статьи, регулируются другим законодательством Союза ССР и республик.
Статья 3. Принципы разгосударствления и приватизации
Основными принципами разгосударствления и приватизации являются:
1) преимущественное право трудового коллектива предприятия на выбор формы и определение порядка разгосударствления и приватизации;
2) обеспечение социальной защищенности всех граждан в условиях разгосударствления и приватизации;
3) сочетание возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при разгосударствлении и приватизации;
4) равенство прав граждан на получение доли собственности, подлежащей безвозмездной и возмездной приватизации в соответствии с законодательством Союза ССР и республик;
5) гласность, государственный и общественный контроль за организацией и реализацией мероприятий по разгосударствлению и приватизации;
6) соблюдение антимонопольных требований.
Статья 4. Объекты, подлежащие разгосударствлению и приватизации
Разгосударствлению и приватизации могут быть подвергнуты предприятия любых отраслей народного хозяйства, находящиеся в общесоюзной собственности, совместном ведении Союза ССР и республик, собственности республик, автономных и административно-территориальных образований.
Перечень предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации с учетом интересов обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды и здоровья населения, а также необходимости обеспечения монополии государства на отдельные виды деятельности, определяется соответственно Кабинетом Министров СССР (утверждается Верховным Советом СССР) или высшими органами власти и управления республик.
Статья 5. Субъекты, приобретающие собственность в результате разгосударствления и приватизации
При осуществлении разгосударствления и приватизации субъектами, приобретающими собственность, могут быть:
члены трудового коллектива предприятия;
другие граждане;
юридические лица;
иностранные юридические лица и граждане и лица без гражданства.
Статья 6. Права субъектов на приобретение имущества
1. Члены трудового коллектива государственного предприятия, включая пенсионеров, ранее проработавших на данном предприятии не менее 7 лет, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, если законодательством республики не установлено иное, имеют преимущественное право на приобретение акций (паев) этого предприятия по сравнению с другими субъектами, а граждане и группы граждан СССР - по сравнению с юридическими лицами и иностранными покупателями.
Порядок приобретения акций (паев) пенсионерами, другими гражданами, не являющимися членами трудового коллектива данного государственного предприятия, определяется уставом преобразованного предприятия.
2. Если имущество предприятия приобретается гражданами, не являющимися членами данного трудового коллектива, законодательством Союза ССР и республик могут устанавливаться суммарные квоты на покупку приватизируемого имущества, а также временное запрещение права на перепродажу и другое отчуждение имущества.
На суммы, превышающие установленную величину в расчете на одного гражданина, предъявляется декларация об источниках доходов.
3. В целях предотвращения чрезмерной концентрации капиталов и монополизации производства законодательством Союза ССР и республик могут устанавливаться суммарные квоты приобретения банками и другими юридическими лицами предприятий, акций (паев) и иного имущества.
4. В программах разгосударствления и приватизации предприятий Союза ССР и республик могут устанавливаться ограничения и суммарные квоты приобретения приватизируемого имущества как для отдельных иностранных инвесторов, так и для всего иностранного капитала.
Особенности участия иностранных юридических лиц и граждан в разгосударствлении и приватизации регулируются также законодательством об иностранных инвестициях в СССР.
Статья 7. Орган, уполномоченный осуществлять разгосударствление и приватизацию
1. Разгосударствление и приватизацию государственных предприятий осуществляют Фонд государственного имущества Союза ССР и соответствующие уполномоченные органы республик, автономных и административно-территориальных образований (в дальнейшем именуемые фондами государственного имущества).
2. Фонд государственного имущества Союза ССР действует при Кабинете Министров СССР на основании утверждаемого Президентом СССР Положения о Фонде государственного имущества Союза ССР и подотчетен Президенту СССР и Верховному Совету СССР.
3. Фонд государственного имущества Союза ССР:
разрабатывает программы разгосударствления и приватизации предприятий и представляет их в установленном порядке в Верховный Совет СССР;
организует исполнение утвержденных программ;
создает комиссии по разгосударствлению и приватизации предприятий;
принимает решение о разгосударствлении и приватизации;
принимает в соответствии с законодательством решения о предоставлении льгот;
осуществляет методическое руководство и контроль за проведением разгосударствления и приватизации;
предъявляет в суде или арбитражном суде требования о признании недействительными противоречащих законодательству решений и сделок, связанных с разгосударствлением и приватизацией;
ежегодно представляет отчет о выполнении программы Верховному Совету СССР.
4. Фонд государственного имущества Союза ССР и соответствующие республиканские и местные органы могут формировать совместные программы разгосударствления и приватизации.
5. Фонд государственного имущества может создавать государственные холдинги, выполняющие функции учредителей акционерных обществ и держателей принадлежащих государству акций (паев) при преобразовании государственных предприятий, а также другие организации, необходимые для выполнения возложенных на него функций.
Раздел II. ФОРМЫ И ПОРЯДОК РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
И ПРИВАТИЗАЦИИ
Статья 8. Государственные программы разгосударствления и приватизации предприятий
1. В целях проведения согласованной государственной политики разгосударствления и приватизации фонды государственного имущества разрабатывают и представляют на утверждение по сферам их компетенции программы разгосударствления и приватизации предприятий.
2. В программах определяются приоритеты, масштабы, возможные этапы, отраслевые, территориальные и другие особенности разгосударствления и приватизации, перечень предприятий, подлежащих первоочередному разгосударствлению и приватизации, виды и объемы предоставляемых льгот, мероприятия по осуществлению программ, распределение вырученных средств.
В программу включаются перечень предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации, а также перечень акционерных обществ, ранее созданных на базе союзных предприятий, функции держателей акций которых должны быть переданы Фонду государственного имущества Союза ССР или государственным холдингам в случае их создания.
3. Программы подвергаются антимонопольной экспертизе, рассматриваются и утверждаются соответствующими Советами народных депутатов.
Статья 9. Порядок принятия решений по разгосударствлению и приватизации предприятий
1. Инициатива в проведении разгосударствления или приватизации государственных предприятий может принадлежать:
трудовому коллективу предприятия, структурных единиц объединения, а также коллективам трудящихся филиалов и других структурных подразделений предприятия (решение принимается на общем собрании большинством голосов членов трудового коллектива тайным голосованием);
совету предприятия;
фондам государственного имущества, иным органам государственной власти и управления;
другим юридическим лицам и гражданам.
2. Решение о разгосударствлении или приватизации принимается фондом государственного имущества с учетом экономического положения предприятия и предложения трудового коллектива о форме и порядке разгосударствления или приватизации.
Если Фонд государственного имущества Союза ССР не согласен с предложением трудового коллектива о форме и порядке разгосударствления или приватизации предприятия, то спор разрешается Высшим арбитражным судом СССР.
3. Решение о проведении разгосударствления или приватизации по не включенным в соответствующую программу предприятиям принимается фондом государственного имущества в течение трех месяцев со дня внесения предложения с учетом антимонопольной экспертизы и в десятидневный срок в письменной форме доводится до инициаторов разгосударствления или приватизации и трудового коллектива, если иное не предусмотрено другим законодательством, с последующим внесением дополнений в программу.
4. Отказ в разгосударствлении или приватизации может последовать:
1) если предприятие входит в перечень не подлежащих разгосударствлению и приватизации предприятий;
2) если не учитываются особенности разгосударствления и приватизации, предусмотренные для данного вида предприятий;
3) если нарушены преимущественные права трудового коллектива;
4) если существуют другие основания для отказа, предусмотренные законодательными актами.
В случаях, предусмотренных подпунктами 2 - 4 настоящего пункта, фонд государственного имущества должен наряду с обоснованием отказа указать условия и сроки, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.
5. Акты фонда государственного имущества, нарушающие права членов трудового коллектива, а также других лиц на приобретение предприятия в собственность или получение его в аренду, могут быть признаны недействительными судом или арбитражным судом по заявлению лица, права которого нарушены.
Статья 10. Организация работы по разгосударствлению и приватизации
1. Согласно положению о комиссии по разгосударствлению и приватизации предприятий создаваемая для этих целей комиссия включает представителей фонда государственного имущества, администрации предприятия, трудового коллектива, профсоюзных организаций, финансового органа, банка, местных органов власти и других специалистов.
Персональный состав комиссии утверждается фондом государственного имущества и является постоянным на весь период разгосударствления и приватизации данного предприятия.
Комиссия может формировать группы экспертов, привлекать консультационные, аудиторские и другие организации с оплатой в соответствии с порядком, установленным фондом государственного имущества.
2. Комиссия с учетом мнения трудового коллектива разрабатывает план разгосударствления и приватизации предприятия, организует его реализацию.
3. Комиссия определяет состав имущественного комплекса, подлежащего разгосударствлению или приватизации; проводит инвентаризацию и оценку его производственных и непроизводственных фондов; анализирует финансовое и хозяйственное состояние предприятия, перспективы его развития; решает другие вопросы, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства; проводит разъяснительную работу в трудовом коллективе.
4. Комиссия совместно с администрацией предприятия готовит по установленной форме необходимую информацию о преобразуемом предприятии для субъектов, участвующих в разгосударствлении или приватизации, а также для общественности.
5. Фонд государственного имущества по предложению комиссии вправе принимать решение по отдельным объектам производственной и социальной инфраструктуры, находящимся на балансе предприятия. При этом может быть осуществлена:
продажа указанных объектов членам трудового коллектива, другим гражданам и юридическим лицам;
безвозмездная их передача в собственность членов трудового коллектива, других граждан и юридических лиц, приобретающих предприятие, с сохранением в необходимых случаях условий эксплуатации и финансирования объектов;
передача указанных объектов на баланс местных органов или других государственных предприятий.
Статья 11. Формы разгосударствления и приватизации
1. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться в форме:
преобразования государственного предприятия в арендное предприятие, коллективное предприятие, акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество, либо кооператив;
приобретения гражданами или созданными ими юридическими лицами принадлежащих государству акций (паев) в акционерных обществах, других хозяйственных обществах или товариществах;
выкупа государственного имущества, сданного в аренду, арендным предприятием или другим арендатором, являющимся юридическим или физическим лицом;
продажи предприятий по конкурсу или на аукционе.
Законодательством республик могут предусматриваться и иные формы разгосударствления и приватизации.
Статья 12. Преобразование государственного предприятия в арендное предприятие и выкуп арендованного имущества
Преобразование государственного предприятия в арендное предприятие и выкуп арендованного имущества осуществляются в соответствии с законодательством Союза ССР и республик об аренде, а также условиями договора аренды, заключаемого с фондом государственного имущества или создаваемыми им организациями.
Статья 13. Преобразование государственного предприятия в коллективное предприятие
1. Государственное предприятие преобразуется в коллективное предприятие на основании заключенного с фондом государственного имущества договора о выкупе имущества государственного предприятия членами трудового коллектива. Выкуп осуществляется на условиях и в порядке, определяемых договором в соответствии с законодательством Союза ССР и республики.
2. Имущество, находящееся в собственности коллективного предприятия, делится на вклады (паи) всех работников в порядке, предусмотренном его уставом.
Статья 14. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество
1. Порядок преобразования государственного предприятия в акционерное общество определяется законодательством Союза ССР и республик. В качестве учредителей акционерного общества при преобразовании предприятия, находящегося в общесоюзной собственности, выступают Фонд государственного имущества Союза ССР (при отсутствии иных учредителей - единолично) либо по его поручению государственные холдинги.
2. Учредители акционерного общества определяют порядок и условия распространения акций. В качестве держателей акций могут выступать:
члены трудового коллектива, советские и иностранные юридические и физические лица;
фонды государственного имущества, государственные холдинги и другие создаваемые фондами организации.
3. При преобразовании государственного предприятия в акционерное общество акции выпускаются на всю стоимость имущества предприятия, которая определяется комиссией.
Статья 15. Продажа государственного предприятия по конкурсу и на аукционе
1. Порядок продажи государственных предприятий по конкурсу и на аукционе устанавливается на основе соответствующих положений.
2. Для государственного предприятия, продаваемого на аукционе, первоначально назначаемой ценой является его оценочная стоимость, если иное не установлено законодательством республики.
3. В ходе разгосударствления и приватизации предприятий в качестве субъектов на конкурсах и аукционах наряду с другими юридическими лицами могут выступать фонды государственного имущества республик, автономных и административно-территориальных образований. В случае приобретения ими предприятий дальнейшая их приватизация осуществляется в соответствии с законодательством республики.
4. Работники фонда государственного имущества, члены комиссии и члены их семей не могут участвовать в конкурсах и аукционах по продаже предприятий, находящихся в государственной собственности, в качестве покупателей и использовать имеющуюся у них информацию в целях извлечения личной выгоды. Это положение распространяется на указанных лиц также в течение года после прекращения выполнения обязанностей должностными лицами.
Статья 16. Условия разгосударствления или приватизации, порядок оформления сделок
1. При разгосударствлении или приватизации соглашением между фондом государственного имущества и новым владельцем предприятия могут предусматриваться на согласованный период, но не более трех лет, следующие обязательства:
техническое переоснащение предприятия;
сохранение профиля предприятия, номенклатуры выпускаемой продукции и минимальных объемов ее производства;
поставка продукции определенным потребителям;
осуществление мероприятий по экологической безопасности и защите окружающей среды;
содержание объектов производственной и социальной инфраструктуры, сохранение условий их функционирования;
особенности социально-бытового обеспечения работников.
Нарушение принятых обязательств влечет предусмотренную договором ответственность сторон и может быть основанием для расторжения соглашения о разгосударствлении и приватизации по решению суда или арбитражного суда.
2. При преобразовании государственного предприятия в предприятие, основанное на других формах собственности, оно становится его правопреемником.
3. При выкупе в рассрочку предприятия, находящегося в общесоюзной собственности, право собственности переходит к новому владельцу после внесения первоначального выкупного взноса с обеспечением последующих платежей залогом имущества предприятия. До выплаты полной стоимости предприятия договором могут устанавливаться ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества.
Раздел III. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ
Статья 17. Оценка стоимости имущества предприятия
1. Оценку стоимости имущества преобразуемого государственного предприятия осуществляет комиссия по разгосударствлению и приватизации в порядке и на условиях, установленных законодательством.
2. Оценка стоимости имущества преобразуемого государственного предприятия производится исходя из наличия и фактического состояния имущества, устанавливаемых по результатам инвентаризации, реально складывающихся цен, а также других факторов, оказывающих влияние на оценочную стоимость.
В состав оцениваемого имущества включаются основные и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.
При определении оценочной стоимости имущества учитываются: финансовое и экономическое состояние предприятия, его права на результаты интеллектуальной деятельности, спрос на выпускаемую продукцию (оказываемые услуги), рентабельность производства, перспективы развития и изменения экономических показателей и другие факторы.
Статья 18. Источники средств для выкупа имущества предприятия
1. Имущество преобразуемого государственного предприятия может быть приобретено за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством у граждан и юридических лиц собственных и заемных средств, включая специальные платежные средства, выпущенные для этих целей.
Ассигнования из бюджета не могут быть использованы трудовыми коллективами для выкупа приватизируемого имущества.
2. Члены трудового коллектива государственного предприятия, подлежащего разгосударствлению или приватизации, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:
1) части чистой прибыли, переданной в их собственность;
2) амортизационных отчислений и выручки от реализации имущества, находящихся в их собственности;
3) кредитов банка и других заемных средств;
4) личных средств, включая специальные платежные средства;
5) иных средств, не являющихся государственной собственностью.
3. Источниками средств для выкупа имущества государственных предприятий могут служить средства иностранных инвесторов.
4. Соглашением между Союзом ССР и республиками могут устанавливаться порядок и условия использования на цели выкупа предприятий, находящихся в общесоюзной собственности и совместном ведении Союза ССР и республик, специальных платежных средств (сертификатов, купонов и других), выпускаемых республиками при осуществлении безвозмездной приватизации.
На сумму предъявленных гражданами республики специальных платежных средств для выкупа предприятий, находящихся в общесоюзной собственности и совместном ведении Союза ССР и республик, увеличивается государственный долг республики и соответственно уменьшается государственный внутренний долг Союза ССР.
5. Оплата стоимости преобразуемых предприятий может производиться единовременно или в рассрочку.
Размер первоначального взноса при продаже в рассрочку предприятия, находящегося в общесоюзной собственности, не может быть меньше 20 процентов его стоимости, а продолжительность рассрочки не должна превышать 10 лет.
Статья 19. Использование средств, поступающих от разгосударствления и приватизации
1. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации государственных предприятий, являются государственной собственностью.
2. Вырученные средства направляются в первую очередь на покрытие долгов приватизируемого предприятия, если при оценке его стоимость не уменьшена на величину имеющейся у предприятия задолженности.
3. Порядок и направления использования средств от разгосударствления и приватизации предприятий ежегодно определяются в программах в соответствии с законодательством Союза ССР и республик.
При этом использование средств от разгосударствления и приватизации увязывается с необходимостью погашения государственного долга, стабилизации экономики, осуществления социальной политики.
Раздел IV. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
И ПРИВАТИЗАЦИИ
Статья 20. Льготы, предоставляемые при разгосударствлении и приватизации
1. При разгосударствлении и приватизации предприятий, находящихся в общесоюзной собственности или совместном ведении Союза ССР и республик, членам трудового коллектива, включая пенсионеров, ранее проработавших на данном предприятии не менее 7 лет, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, могут предоставляться следующие льготы:
безвозмездная передача в собственность или пользование отдельных объектов производственной и социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия;
продажа акций и другого имущества в рассрочку;
продажа акций и другого имущества по льготным ценам.
При этом суммарный размер льгот с учетом полученных работниками специальных платежных средств не может превышать 30 процентов оценочной стоимости выкупаемого имущества предприятия.
2. В случае если новый собственник берет на себя обязательства, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, Фондом государственного имущества Союза ССР может предоставляться дополнительная скидка в размере до 10 процентов оценочной стоимости предприятия.
3. Имущество, степень износа которого превышает 70 процентов, может быть передано трудовому коллективу безвозмездно, что оформляется специальным решением.
4. Льготы, порядок и условия их применения в отношении предприятий, находящихся в собственности республик, автономных и административно-территориальных образований, регулируются законодательством республик.
Статья 21. Гарантии для работников в условиях разгосударствления и приватизации предприятий
1. Члены трудового коллектива, высвобождаемые с предприятия в связи с его разгосударствлением или приватизацией, имеют равное с другими работниками право на приобретение доли (пая) в имуществе предприятия.
2. Высвобождаемым работникам гарантируются права, предусмотренные действующим законодательством для работников при реорганизации предприятий.
Трудоустройство высвобождаемых работников и другие социальные гарантии обеспечиваются в соответствии с законодательством Союза ССР и республик о занятости.
Статья 22. Информация о разгосударствлении и приватизации
1. Программы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в общесоюзной собственности и совместном ведении Союза ССР и республик, после утверждения Верховным Советом СССР публикуются в печати в месячный срок.
2. В информации о разгосударствлении и приватизации предприятий, публикуемой фондом государственного имущества, указываются: местонахождение и основная специализация предприятия; размер и структура основных и оборотных фондов (средств); степень износа основных фондов; размеры дебиторской и кредиторской задолженности; рентабельность предприятия, удельный вес импортного оборудования в активной части основных фондов; годовой объем производства (годовой оборот), удельный вес продукции (оказываемых услуг), производимой на экспорт; численность работающих; перечень объектов социального и культурно-бытового назначения, находящихся на балансе предприятия; оценочная стоимость имущества; данные об экологическом состоянии предприятия и другая необходимая информация.
3. Информация о сделках по приобретению советскими и иностранными гражданами и юридическими лицами имущества предприятий, не выкупленного их трудовыми коллективами, подлежит учету, обобщению и контролю.
4. Информация о результатах разгосударствления и приватизации подлежит опубликованию в печати в двухмесячный срок.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик
М.ГОРБАЧЕВ
Москва, Кремль
1 июля 1991 года
N 2278-1
http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_19030.htm
===============================
Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»
«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/
«В контакте»:
http://vk.com/club3433647
===============================