ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Фильм Владимира Бортко "Собачье сердце" (1988)

Экранизация одноимённой повести Михаила Афанасьевича Булгакова.



...Россия, 20-е годы ХХ века, разруха. Профессор Преображенский осуществляет гениальную операцию по пересадке гипофиза человека обыкновенной дворняжке... И совершается чудо — пёс начинает принимать облик человека! Но опыт доказывает, что собаке лучше оставаться собакой...

Фильм Собачье сердце впервые был показан по Центральному Телевидению Советского Союза 19 ноября 1988 года. Повесть, по которой снята лента, была написана Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в 1925 году, но так как выпустить книгу в Советском Союзе из-за ее ярко выраженной сатирической направленности, было невозможно, она с 30-х годов распространялась в самиздате.

Впервые повесть была напечатана за рубежом в 1968 году, а в нашей стране она увидела свет лишь во время перестройки. Публикация «Собачьего сердца» состоялась в июньском номере журнала «Знамя» за 1987 год, а уже в ноябре следующего года состоялась премьера телевизионной версии повести.

Владимир Бортко рассказывал, что к замыслу экранизации булгаковского произведения его подтолкнул режиссер Сергей Микаэлян, возглавлявший тогда телевизионное отделение «Ленфильма»: «Встретив меня в коридоре студии в тот раз, Микаэлян протянул журнал.

Я пришел домой, начал читать, дошел до монолога профессора и понял, что буду снимать и даже знаю, как. Это должно быть черно-белое кино…» За право сыграть профессора Преображенского сражались такие маститые актеры, как Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, Владислав Стржельчик, но победу одержал Евгений Евстигнеев.

Несмотря на то, что Евгений Александрович до работы над картиной не читал повесть «Собачье сердце», он был так органичен в роли Филиппа Филипповича, что эта работа стала одной из лучших в его кинокарьере. Сын актера, известный оператор, режиссер и продюсер Денис Евстигнеев вспоминал: «Этот фильм возник в жизни отца очень вовремя и буквально спас его.

Папа переживал сложный период, когда во МХАТе его отправили на пенсию. Трудно соглашаясь на работу в «Собачьем сердце», он потом просто жил ею. Что было на площадке, я не знаю, но он постоянно говорил о своей роли, что-то наигрывал, показывал какие-то сцены… В тот момент картина стала для него опорой». Из восьмерых кандидатов на роль Шарикова, среди которых был Николай Караченцов, Владимир Бортко остановил свой выбор на актере Алма-Атинского Русского театра драмы Владимире Толоконникове.

На пробах Толоконников играл сцену за ужином, когда Шариков произносит свою ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Желаю, чтобы все!». Артист произнес тост и выпил так убедительно, что у режиссера исчезли всякие сомнения по поводу кандидатуры на роль Полиграфа Полиграфовича: «Володя убил меня в тот же миг, как сделал глоток водки.

Он так убедительно хмыкнул, так хищно дернулся его кадык, что я утвердил его, не колеблясь». На роль Швондера вместе с Романом Карцевым пробовался известный комедийный актер Семен Фарада. Этим и другим замечательным актерам, снявшимся как в крупных, так и в эпизодических ролях, — Нине Руслановой, Борису Плотникову, Ольге Мелиховой, Анжелике Неволиной, Сергею Филиппову, Валентине Ковель и другим — удалось настолько ярко воплотить на экране образы персонажей повести, что фильм до сих пор по праву считается лучшей экранизацией булгаковской прозы.

Этому успеху, безусловно, способствовали и режиссерский талант Владимира Бортко, и высокий профессионализм оператора Юрия Шайгарданова, и мастерство художников-декораторов, костюмеров и гримеров, работавших над фильмом, и музыкальные номера, созданные композитором Владимиром Дашкевичем и поэтом Юлием Кимом.

Одна из несомненных удач фильма — Швондер в исполнении Романа Карцева. В фильме прекрасно сыграли и Борис Плотников, и Нина Русланова, и другие артисты.
Отзывы были диаметрально противоположными: от резкой критики и неприятия до полного восторга. Время показало, кто был прав: «Собачье сердце» считается лучшей экранизаций Булгакова.

===================================

Интересные факты о фильме "Собачье сердце":


Фильм Собачье сердце в 1989 году был удостоен приза «Золотой экран» на Международном кинофестивале в Варшаве (Польша) и Гран-при на Международных фестивалях телевизионных фильмов в Душанбе (СССР) и в Перудже (Италия). В 1990 году режиссер картины Владимир Бортко и Евгений Евстигнеев, исполнивший роль профессора Преображенского, стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

К созданию фильма приложил руку и известный бард Юлий Ким: частушки, исполняемые Шариковым («…подойди, буржуй, глазик выколю») — его заслуга.

Одна из центральных и запоминающихся сцен фильма, где Шариков исполняет частушку под балалайку перед большой аудиторией учёных, а профессор Преображенский падает в обморок, отсутствует в литературном первоисточнике

После фильма и без того известные актёры стали ещё более популярными. Владимир Толоконников как-то заметил: «Меня теперь в интервью постоянно про Шарикова спрашивают… пока фильм этот смотрят, и я живу!»

Чтобы передать на экране колорит того времени, для имитации чёрно-белого изображения Владимир Бортко использовал для камеры фильтр сепия. Приём оказался удачным, и режиссер успешно использовал его в других, аналогичных по времени действия фильмах «Идиот» и «Мастер и Маргарита».

На роль Швондера пробовался актёр Семён Фарада.

Кадры в фильме, где якобы представлена документальная хроника с участием трамвая, сняты режиссером в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) (Дегтярный пер., 7)

В литературном первоисточнике Швондер — молодой человек, недавно приехавший в Москву из провинции. Актёру Роману Карцеву в момент съёмок фильма было 48-49 лет.

В кадре, где Борменталь ловит Шарикова, тот разбивает стёкла в буфете. И действительно, во время съёмки этой сцены Владимир Толоконников сильно порезал ногу.

В фильме профессор Преображенский приглашает коллег для осмотра Шарикова. Одного из них он представил как профессора Персикова. На самом деле профессор Персиков — это персонаж другого рассказа Михаила Булгакова, «Роковые яйца».

Сергея Филиппова, который по состоянию здоровья не смог присутствовать на озвучании, в фильме озвучивает другой человек .Профессиональный имитатор с блеском это сделал — голос невозможно отличить.

Актриса Анжелика Неволина, сыгравшая секретаршу Васнецову, — приёмная дочь актера Александра Демьяненко (Приключения Шурика).

Консультировал фильм академик АМН СССР, руководитель диабетологической клиники института эндокринологии и обмена веществ Минздрава УССР (Киев) А.С. Ефимов.

Съемки фильма проходили в Ленинграде, и «роль» улиц Москвы, где разворачивается действие фильма, с успехом «сыграли» улицы северной столицы. Пречистенкой, где произошла судьбоносная для Шарика его встреча с профессором, стала Боровая улица, Обухов переулок, где находится дом, в котором проживал Преображенский, снимали на Моховой, также съемки проходили на Преображенской площади, на улице Рылеева, в Дегтярном переулке и в других местах города на Неве.

Сцены в синематографе снимали в кинотеатре «Знамя», при этом, чтобы актеры-зрители смеялись в кадре, на экране демонстрировали комедию Юрия Мамина «Праздник Нептуна».

Впервые «Собачье сердце» было экранизировано итальянскими и германскими кинематографистами в 1976 году. Но в том фильме Преображенский - отрицательно-рловещий герой, а Шариков - добродушно-положительный.

По-итальянски фильм называется «Cuore di cane» («Собачье сердце»), немецкий же вариант названия – «Warum bellt Herr Bobikow?» – переводится как «Почему лает господин Бобиков?» (фамилию «Шариков» немцы изменили на «Бобиков»). Картина была поставлена Альберто Латтуадой (Alberto Lattuada), роль профессора Преображенского исполнил Макс фон Зюдов (Max von Sydow).

"Собачье сердце", 1976 г. Реж.: Альберто Латтуада
https://www.youtube.com/watch?v=BKmK6eVCA_E

— В фильме присутствуют персонажи и сцены из других произведений Булгакова. Профессор Персиков, которого Преображенский пригласил осмотреть Шарика — герой повести «Роковые яйца», а цирковая прорицательница — персонаж рассказа «Мадмазель Жанна».

Рассказ дворника, прочитавшего два тома словаря Брокгауза и Эфрона — цитата из рассказа «Самоцветный быт», эпизод со «звездинами» сестер-близняшек Клары и Розы взят из фельетона «Золотые корреспонденции Ферапонта Ферапонтовича Капорцева», а сцена с соседями профессора, занимающимися столоверчением — из рассказа «Спиритический сеанс».

— Владимир Бортко снялся в картине в эпизодической роли зеваки в Обуховом переулке, опровергающего слухи о марсианах.

Из интервью Владимира Бортко (журнал «Столичный стиль» и «Media International Group» ):

«Худрук телевизионного объединения Ленфильма, замечательный режиссер Сергей Микаэлян дал мне почитать булгаковскую повесть, которую я до тех пор не знал. Так и появилось «Собачье сердце»…

Первые рецензии на этот фильм были разгромными, таких еще свет не видел. На следующий день после показа по телевизору «Собачьего сердца» я открыл центральные газеты.

Советская власть живо откликалась на премьеры, не то что демократическая. Так вот, читаю: мы всякого дерьма навидались, но такого еще не видели, за это надо руки отрубать. А какие я разгромные письма получал! Но прошло время, и ему дали Государственную премию, массу призов. Наверное, нужно время для понимания.»

Пса, который сыграл Шарика, нашли через ленинградский Клуб служебного собаководства. Из 20 претендентов его выбрали за то, что он выглядел как чистокровная дворняга.

– Я мечтала о собаке, но купить ее мне не разрешали, – рассказывает Елена Никифорова, хозяйка. – Однажды я увидела в гаражах пару щенков. Сперва ушла, но потом вернулась за одним из них. Причем взять собиралась другого, он мне больше приглянулся. Но выбежал этот… Я дала ему имя Карай.

Собачий грим

Для фильма Карая пришлось гримировать, потому что у него была гладкая шесть, а у Булгакова написано, что Шарик лохматый.

– Использовали крахмал, но как только Карай выбегал на улицу, тут же начинал валяться в снегу и все с себя смывал, – вспоминает гример Елена Козлова. – Потом догадались применить желатин, и он оказался более стойким.


На площадке Карай стал всеобщим любимцем.

– Больше всего он общался с Евгением Евстигнеевым, – рассказывает хозяйка. – Когда мы приезжали на площадку, тут же бежал к нему здороваться. Евгений Александрович всегда ему отвечал: «Привет-привет!» и трепал по холке.

У Владимира Толоконникова, сыгравшего очеловечившегося Шарика, с собакой общих сцен не было. Но однажды он специально пришел на площадку познакомиться со своим «предшественником», как он его называл.

На площадке Караю пришлось померзнуть. Например, в сцене, когда повар поливает его помоями. Снимали много дуб-лей, и пес долго терпел обливания на 20-градусном морозе.
Кроме того, на съемках Карай мужественно дубль за дублем поглощал колбасу. Она была соленая, и после команды «Стоп!» он сплевывал и бежал к ведру с водой.

Дружба с котом

После выхода фильма на экраны собаку стали узнавать.

– На фильм «Рок-н-ролл для принцесс», где Карай тоже снимался, мы летели в Ялту самолетом, – рассказывает Елена. – И стюардесса узнала «кинозвезду»! Весь экипаж пришел на него посмотреть.

После «Собачьего сердца» у Карая также были съемки в короткометражке с Сергеем Шакуровым, в фильмах «Навеки – 19», «Свадебный марш» и других. Но там он просто мелькал на экране, один или в стае, таких заметных ролей, как в «Сердце», у него не было.

===========================

Цитаты из фильма:

-Вот все у нас как на параде: салфетку туда, галстух сюда, да «извините», да «пожалуйста», «мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме (Шариков).
-В очередь, сукины дети, в очередь! (Шариков)
-Взять все да и поделить! (Шариков)
-Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет паровое отопление и так далее… (Преображенский)
-Но я не Айседора Дункан! Я буду обедать в столовой, а оперировать в операционной! (Преображенский)
-Вчера котов душили-душили, душили-душили… (Шариков)
-Господа все в Париже! (Шариков)
-Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку! (Шариков)
-Делай загадочное лицо, дура!
-Дворники из всех пролетариев — самая гнусная мразь (Шариков).
-Желаю, чтобы все! (Шариков)
-Мы в университетах не обучались… (Шариков)
-Мы знаем об его работах! Мы целых пять комнат хотели ему оставить! (Швондер)
-Мы сегодня ничего делать не будем: во-первых, кролик издох, а во-вторых, в Большом — «Аида» (Преображенский).
-Неприличными словами не выражаться! (Борменталь)
-Не читайте до обеда советских газет (Преображенский)
-Отлезь, гнида! (Шариков)
-Похабная квартирка!.. (Шариков)
— Чисто, как в трамвае! (Шариков)
-Холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими (Преображенский).

Источник: http://1001material.ru/22039.html

"Разруха не в клозетах". 7 интересных фактов о фильме «Собачье сердце»
http://www.spb.aif.ru/culture/event/razruha_ne_v_klozetah_7_interesnyh_faktov_o_filme_sobache_serdce

===========================

Фильм можно посмотреть тут:

https://www.youtube.com/watch?v=aOE_3_Ws4y0

===========================


Собачье сердце. Тайны нашего кино (2013).

https://www.youtube.com/watch?v=xlKBR5Emw-E



===============================









Собачье сердце - Неизвестная версия

https://www.youtube.com/watch?v=hyrZwCX1Y3k





Съёмки фильма «Собачье сердце»

https://www.youtube.com/watch?v=OHxcricFAB4



Собачье сердце - Тайны кино

https://www.youtube.com/watch?v=mNE4vUfcQXM

===============

Комментарий Аркадия Дунаев:

33 года назад впервые в СССР увидело свет «Собачье сердце». Конечно, читателей было меньше на два порядка, чем вскоре зрителей ЦТ. Из фильма В.Бортко ушли в народ и клички «Шариков» и «Швондер», и блестящие цитаты. Тогда всем было ясно - кто там хороший и кто - негодяй, чье место «в семи комнатах», а чье - в пивной «Новый быт», и кто галоши ворует. Мы дружно отождествляли себя с обитателями квартиры профессора - ну, хоть с прислугой. И никто, помнится, не признавал за своих ни домком, ни друзей Шарикова...

Мы были уверены, что это у всех нас швондеры отобрали уют с абажурами - хотя большинство наших семей в предыдущих поколениях именно что «вселили после уплотнения». И бараки, и коммуналки, и общаги в биографиях - ну нам ближе должен был быть пролетариат! Просто десятки лет пропаганды «ррреволюционной» романтики голощадого строительства коммунизма обернулись откатом - к презрению и осмеянию вчерашних героев.

Хотя смеялись мы - в большинстве! - над своими дедами и бабками. Не у каждого в роду был профессор, знаете. И рабочие трущобы той же Нарвской заставы и Выборгской стороны не коммунисты придумали, ещё Некрасов «углы» описал. И копеечный труд, и грязь, и безнадегу - где забытье только в «Новом быте» - не придумала пропаганда. А тут... Ну вы помните, аак впервые устрицу ели? Не отпили из чашки для ополаскивания? А? Хотите про жио кино?..

Я сначала смотрел, как большинство, фильм Бортко, потом прочёл повесть «глазами зрителя», и лишь недавно посмотрел итальянский фильм с другими акцентами (откуда ВВБ скопировал многие «маски» персонажей). Текст тот же - а кино о другом: Шарик не просил профессора об опыте, ему не надо в костюм с «гаврилкой». И детский вопрос про семь комнат одному и шиш с маслом другому - ну почему он должен возмущать?.. Когда Шарик - фигура трагическая, неронимпюшая, вадереутая из саоих координат, а профессор - вполне себе Менгеле, такой вопрос уже вызывает сочувствие. Как и стремление Шарикова устраивать личную жизнь.

Сегодня, покажи ЦТ итальянский вариант, рот у меогих иочно откроется от наожиданной трактовки знакомого текста. Ну вспомним: мы же не сомневались в праве профессора устанавливать человеку (!) домашний арест и правила поведения? А?.. А сами-то в его положении - сколько бы выдержали? Санатории многие тогда вспомнили - где ненавидели режим и это вот «всё не как у людей»? Что, чопорный застольный ритуал понравился больше партсобраний? Да щас.

Помню, только рецензент журнала Гостелерадио мягко указал, что надо подумать и о праве науки на такие истории, - но его не понял ровно никто. Я тоже. Все ненавидели своих (и общих) Швондеров и Шариковых, все хотели в управдомы профессора. Не расслышав, что и многим из нас он определил место на конюшне или где там, забыл.

Время прошло, и что же? На вопрос нынешнего Шарика про семь... скажем, особняков и пару яхт у хозяина мы тоже брезгливо отставим пальчик - фи, пустили блохастого на ковры? Ну, мы так и делаем.

Главное - чтобы селёдки давали. И балалайку.

===============================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==============================



















Tags: ! - Кино Перестройки, Бортко, Булгаков, фильмы 1988 года
Subscribe

Posts from This Journal “! - Кино Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments