ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Category:

Фильм Карена Шахназарова "Город Зеро" (1988).

"Режиссер отправил героя фильма в командировку. Что-то беспокоящее, настораживающее, внушающее опасение несут уже первые кадры ночного города: безлюдье, пустые улицы, словно вымершие дома, гулкая тишина, взрываемая подчеркнуто пронзительными звуками. Перед нами - заповедник прошлого, часы здесь не совсем остановились, они лишь чудовищно отстают. Авторы предлагают своего рода игру, где представлены не живые люди, реальные обстоятельства, но персонажи, маски, марионетки кунсткамеры.
Сам мир фильма - развернутая метафора, материализованная химера."


И.Шилова ("Мнения", N2-89)


Награды, номинации, фестивали:

Приз «За создание актерского ансамбля», Приз «За фильм, ставший праздником» — Карен Шахназаров, 1989 год, КФ «Созвездие»;

Приз "Серебряный колос" — Карен Шахназаров, 1989 год, МКФ в Вальядолиде;

Приз Европейской ассоциации научной фантастики за лучший фильм — Карен Шахназаров, 1989 год, МКФ в Сан-Марино;

Приз "Золотой Хьюго" — Карен Шахназаров, 1989 год, МКФ в Чикаго.




Критика:

Мне не раз доводилось слышать, что "Город Зеро" вторичен и использует сюжетные повороты, известные мировой культуре еще с античности. А герой, из "нормального мира" попадающий в мир, где нет привычной системы координат, уже сам по себе штамп... Попробую с этим поспорить. Начну с героев. Леонид Филатов кажется мне идеальным исполнителем роли инженера Варакина, приехавшего в город Зеро в служебную командировку. Здесь режиссеру удалось разрушить шлейф стереотипов, который в сознании зрителей связан с ролями актера. Например, напористые персонажи Л. Филатова часто скованы в любовных сценах. Шахназаров профессионально оборачивает это обстоятельство в пользу фильма, лишая персонажа Филатова всякого напора и волевого магнетизма. В результате получился идеальный герой для фильма, построенного по принципу колеса обозрения, сюжетное движение которого неизбежно возвращается в исходную точку. При этом мифологические корни этого "чертова колеса" наиболее четко проступают в эпизоде с музеем восковых фигур. Здесь авторы картины создали целую коллекцию штампов российской политики и культуры. Но мифы, увы, воплощены не только в музейных манекенах, но и во всей жизни такого странного, но, ох, как узнаваемого города Зеро. Директор завода, не имеющий никакого понятия о том, что творится за дверями его кабинета. Пожилой писатель, впадающий в эйфорию от того, что наконец-то реабилитирован танец его юности - рок-н-ролл. Прокурор, мечтающий совершить преступление. Настойчивый голос следователя, убеждающий Варакина, что во имя высших интересов государства ему всенепременно надо признать себя Махмутом – сыном покончившего жизнь самоубийством (или убитого?) повара Николаева. Что это? Нелепая выдумка создателей фильма?
Увы, практически любой, на первый взгляд, самый фантастический поворот сюжета этой картины имеет реальное подтверждение. И когда некий мальчик мимоходом скажет Варакину, что тот никогда не уедет из города Зеро, и умрет здесь в 2015 году, понимаешь, что это не шутка. Герой Л.Филатова обречен на прозябание в городе Зеро, также, как и многие из нас до сих пор. Да, авторы фильма использовали, как говорится, бродячий сюжетный каркас. Но сумели наполнить его современным и ироничным содержанием...

Александр Федоров

Фильм можно посмотреть тут:

https://www.youtube.com/watch?v=hpF3kl-Tx88









Алекс Экслер:

Город Зеро" у меня не только самый любимый фильм Шахназарова и Бородянского, но и один из любимейших российских фильмов. Он настолько отличается от всех остальных картин Шахназарова, что просто диву даешься. Причем, как явствует из интервью и Шахназарова, и Бородянского (который был автором сценария), они, снимая этот фильм, вовсе не рассчитывали сделать настолько культовое и символическое кино. С "Городом Зеро" получилось примерно так же, как и с "Кин-дза-дза": снимали комедию абсурда, по большей части прикалываясь, а получилось нечто символичное и очень мистическое.

Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Как рассказывал сам Бородянский, сценарий "Города Зеро" писался как комедия. Эдакая комедия абсурда с небольшим социальным подтекстом. Причем, несмотря на сплошной гротеск, многие сцены из "Города Зеро" были Бородянским взяты из жизни. Например, торт в виде головы Варакина. Этот случай произошел с Вахтангом Кикабидзе. В одном ресторане ему преподнесли именно такой подарок: торт в виде головы его самого, причем повар-кондитер жутко обиделся, когда Кикабидзе отказался съесть этот подарок. Ясновидящий мальчик тоже взят Бородянским из жизни. В фильме эта сцена смотрится откровенным гротеском, но тем не менее это тоже написано с натуры. Да и вообще город Зеро, по словам Бородянского, это его родная Воркута. Немного утрированная, конечно, но именно такая, какая она есть на самом деле. Так что же за фильм "Город Зеро", о чем в нем рассказывается?..

Простой советский инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку из Москвы в небольшой городок. Варакину нужно решить с директором завода вопрос о каких-то поставках предприятию Варакина. Обычная, даже нудная командировка. Маленький город, мимо которого идет не так много электричек, сонная провинциальная гостиница, мухи на окнах и все такое.

Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Однако с момента посещения Варакиным директора вдруг выясняется, что в этом городе Варакин как бы выпадает из какой-то плоскости. Несколько привычных плоскостей по-прежнему присутствуют, но вот одна из них - совершенно недоступна для понимания. Что-то в ней не так. И Варакина это полностью дезориентирует. Одно дело, когда под воздействием некоего стихийного бедствия - землетрясения, торнадо или выветривания - полностью рушатся все плоскости. Но здесь все понятно - стихийное бедствие, форс-мажор, непреодолимая сила и все такое. Однако в городе Зеро ничего подобного не происходит. Город живет своей обычной, достаточно сонной жизнью, но одна жизненная плоскость повернута на 90 градусов. Или на 180. Или на 45,5.

Мистическая трагикомедия "Город Зеро" В чем это проявляется? Во многих моментах. Например, секретарша директора завода сидит за пишущей машинкой совершенно голая. Ну то есть совсем. Как Ева в Эдеме. Но проблема не в том, что она голая - мало ли, обокрали, потеряла одежду или просто таким образом выражает свой протест... Проблема в том, что для нее это обычное состояние. И никто на ее наготу не обращает внимания. Все остальное выглядит точно так же, как в приемной директора любого другого завода - портрет Ленина, доска почета, графики выполнения и перевыполнения, заводская стенгазета. И только секретарша обнаженная.

У Варакина начинает ехать крыша. Ну как же так? Не бывает обнаженных секретарш. Он точно знает! Он объездил кучу заводов. Нет, они, конечно, бывают обнаженными, но не на рабочем месте. У Варакина остается слабая надежда на то, что директор (Армен Джигарханян) разберется в этой ситуации, накажет секретаршу и плоскость вернется на привычное место, однако когда Варакин сообщает директору о наготе секретарши, тот подходит двери, смотрит и говорит: "Действительно, голая. Так в чем ваш вопрос?"

Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Но дальше - еще хуже. Плоскости начинают смещаться все больше и больше. Варакин идет пообедать в местный ресторан, и ему вдруг неожиданно приносят десерт, который он не заказывал - торт в виде головы Варакина. Инженер, разумеется, отказывается есть этот торт. После этого повар, приготовивший торт, заканчивает жизнь самоубийством чуть ли не на глазах Варакина.

Дело плохо, понимает Варакин, в этом городе все сумасшедшие. И он собирается быстро уехать в Москву, потому что его в городе Зеро, собственно, ничего уже не держит. Однако это Варакину так кажется, что его ничего не держит. Его держит сам город Зеро. Город Зеро Варакина уже не отпустит. Тот попал в его цепкие лапы, и никуда он от этого города уже не денется. Тем более, что Варакин, как позже выяснилось, является сыном повара по имени Махмуд. Так, по крайней мере, показывают улики...

***

Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Что интересно, этот прекрасный фильм по экранам прокатывался совсем недолго, да и по телевизору его почти не показывали. Почему? Некоторые критики делали вывод о том, что "Город Зеро" - фильм, рассказывающий в аллегорической форме о нелицеприятных сторонах перестройки (что, кстати, вполне похоже на правду), поэтому его и не любят власть предержащие. Но я не думаю, что именно этими причинами вызвано такое прохладное отношение прокатчиков к этому фильму. Просто он очень сложный и очень аллегоричный. Массовый зритель этот фильм не поймет и не полюбит (точнее, не понял и не полюбил). Это как "Парад планет" Вадима Абдрашитова. Совершенно потрясающий фильм с примерно такой же, как у "Города Зеро", скромной прокатной судьбой. С другой стороны, если бы эти фильмы делались для массового зрителя, то они были бы совершенно другими...

"Город Зеро" не имеет смысла пересказывать. Его надо смотреть и пересматривать, наслаждаясь каждым эпизодом. Самые великолепные сцены - когда смотритель музея (Евгений Евстигнеев) ночью демонстрирует Варакину экспонаты выставки, когда прокурор города (Владимир Меньшов) делает публичную попытку самоубийства и сцена с питьем пива элитой города Зеро в комнате Варакина.

Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Особую прелесть этой картине придает блестящий актерский состав. Причем, что редко бывает, никто из этих великолепных и знаменитых российских артистов не перетягивает одеяло на себя. Они играют единым и слаженным ансамблем, и мне даже трудно сказать, кто из них лучше.

Самая сложная роль, конечно, у Леонида Филатова. И он с ней справился блестяще. Чувства Варакина развиваются по четкой схеме: первоначальное возмущение, когда он понимает, что здесь что-то не так; некоторая растерянность, когда выясняется, что это "не так" удивляет только его одного; попытки разобраться в ситуации и понять правила игры; откровенный страх, когда он понимает, что из города выбраться невозможно; отупение и покорность судьбе, когда ясно, что бороться бесполезно. В финальной сцене Варакин садится на лодку без весел и уплывает. Куда? Да в никуда. Фильм не может закончиться хэппи-эндом. Варакин попал в город Зеро. Он никуда не уедет из города Зеро. Этот город своих жертв не отпускает.

Мистическая трагикомедия "Город Зеро" Резюмирую. Великолепный, очень тонкий и умный фильм, снятый, однако, не для массового зрителя. Лично я считаю, что этот фильм непременно нужно посмотреть, однако вполне вероятно, что части зрителей он совершенно не понравится. Тем не менее я эту картину считаю одной из лучших в российском кинематографе. Редко встретишь такое блестящее сочетание практически всех составляющих фильма: сценарий, постановка и актерский состав.

https://www.exler.ru/films/gorod-zero.htm





С. Г. Кара-Мурза посвятил целый раздел своей книги "Манипуляция сознанием" этому фильму:

http://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul101.htm

§ 5. Волшебная флейта перестройки: фильм «Город Зеро» как учебная задача

За десять лет телевидение всего пару раз показало фильм Карена Шахназарова «Город Зеро» (1988 г.). Скупо, если учесть ранг фильма. Его полезно было бы посмотреть всем, кто стремится понять, какой технологией разрушается общество.
Фильм сделан в жанре «масонского искусства». Это не значит, что режиссер - обязательно масон. Это жанр, в котором философская или политическая идея передается в художественных образах в виде шифровки, доступной немногим, но влияющей на подсознание зрителя. Шифром служат аллегории, иногда красивые и легкие, иногда тяжелые и страшные. <...>.
Работа над фильмом началась в 1987 г., а когда возник замысел, неизвестно. Неизвестно также, помогал ли советом папа режиссера, ближайший помощник Горбачева. Когда фильм вышел на экран, он воспринимался просто как хороший фильм абсурда. Странно, что даже через пять лет, когда все уже могло стать ясно, один из ведущих актеров фильма, с которым я смог побеседовать, так и считал его фильмом абсурда. Во всяком случае, во время съемок, по его словам, никто из его коллег скрытых смыслов не заметил.
На деле в фильме сжато и талантливо изложена программа перестройки.
<...>













Предисловие к киносценарию:

От автора

Мне всегда казалось не совсем правильным объяснять содержание фильмов: если уж тебя не поняли, то ничего не поделаешь. Но с «Городом Зеро» случай особый – часть зрителей до сих пор считает, что я и сам-то не понимал, что снимал. А это, согласитесь, немного другая ситуация – тут хочешь не хочешь, а приходится оправдываться. И в очередной раз, уже пользуясь положением автора одноименной книги, хочу сказать: понимал! Если в двух словах, то это картина о манипуляции сознанием и о попытке манипуляции противостоять. Главный герой находится перед выбором – принимать или нет навязываемую ему абсурдную картину мира. После недолгих колебаний он ее принимает и становится Махмудом, сыном повара Николаева. Так и проще, и комфортнее. В его защиту могу сказать, что большинство из нас давно сделали аналогичный выбор, зачастую не отдавая себе в этом отчета. Кстати, многие «смыслы», которые критики заметили в фильме и за которые меня хвалили, но намного чаще ругали, никакого отношения к реализации задуманного не имели. Фильм вышел на экраны в 1987 году, шла перестройка, и все воспринималось через призму изменений, происходивших в стране и мире. Зато у «Города Зеро» оказалась долгая жизнь – фильм помнят и смотрят, что мне, как режиссеру, очень приятно. Но это заслуга не только моя, и даже не столько моя, сколько всех, кто работал над картиной, и в первую очередь актеров. Там ведь играют настоящие мастера – Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян, Владимир Меньшов, Алексей Жарков, Петр Щербаков, Олег Басилашвили и, конечно, Леонид Филатов. Сложно себе представить ту славу и популярность, какие были у Филатова именно в те годы. В этом, кстати, для меня была определенная сложность: его герой – рядовой инженер, человек непримечательный, а фотографии Филатова были у половины женского населения Союза. Я изначально хотел пригласить на роль кого-нибудь, кто соответствовал бы образу моего героя в театральной среде, хорошего, но малоизвестного актера, но проблема в том, что сыграть среднего инженера средний актер не может, это может только выдающийся профессионал, каким был Леонид Алексеевич. И я очень рад, что все сложилось так, а не иначе…

Карен Шахназаров

https://www.litres.ru/aleksandr-emmanuilovich-borodyanskiy/gorod-zero-kinoscenariy/chitat-onlayn/





==========================================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

==========================================================






Tags: ! - Кино Перестройки, Шахназаров, комедии, фильмы 1988 года
Subscribe

Posts from This Journal “! - Кино Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments