ed_glezin (ed_glezin) wrote,
ed_glezin
ed_glezin

Categories:

Первая в истории СССР массовая демонстрация протеста. Иркутск. 22 ноября 1987 года.

«Мы победили в себе холопский дух».

36 лет назад - 22 ноября 1987 года - в Иркутске прошла первая в СССР массовая акция протеста.

Иркутяне вышли на митинг против строительства трубопровода, по которому планировали сбрасывать промышленные стоки Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в реку Иркут. Пять тысяч человек прошли по центральным улицам и вышли на набережную Ангары.

Акцию протеста провели активисты «Движения в защиту Байкала». Один из них — учёный, диссидент Анатолий Сосунов — на митинге сказал:

«Сегодня мы ещё не победили комбинат, но мы уже победили сегодня в самих себе холопский дух. Эта демонстрация показала, что мы начали выдавливать из себя рабов!»

Организаторов акции задержали и увезли в милицию. Они написали письмо председателю облисполкома Юрию Ножикову с просьбой наказать сотрудников милиции, которые «задерживали свободомыслящих граждан». Ножиков потребовал, чтобы милиционеры извинились перед задержанными.

За несколько месяцев до массового протеста, в июне 87-го, на привокзальной площади собрали 107 тысяч подписей против того, чтобы стоки ЦБК сбрасывали в реку. Строительство трубопровода прекратили.




Ноябрьские события на улице Декабрьских Событий. Фотоснимок из книги «Моя Иркутская область». – Иркутск, 2007.




22 ноября 1987 года в Иркутске у Дворца профсоюзов (теперь уже бывшего) собралось тысяч пять – если не больше – человек. Люди вышли протестовать против «трубы». Напомню, забегая далеко вперёд, об известном на всю страну протесте против «трубы», который случился в Иркутске уже много позднее – весной 2006 года. Тогда протестовали против планов «Транснефти» провести трубу нефтепровода по северному берегу Байкала. Этот протест активно поддерживали и направляли иркутские власти во главе с губернатором Тишаниным. Со временем, быть может, станет доподлинно известна истинная подоплёка этого дела, впечатляющим эпилогом которого стал широко известный жест Путина с фломастером в руке. Нефтепровод по берегу Байкала, конечно же, не прошёл, и в ликующем Иркутске сочли, что президент поддался иркутскому протесту. Но до сих пор живо другое мнение: проект нефтепровода был просто выдуман как отвлекающий манёвр в напряжённый момент борьбы общественных сил с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом и попутно – для создания Путину определённой репутации. Как оно было на самом деле – историки разберутся.

В 1987 году была совсем другая «труба». Тогда реально существовало и действовало постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве трубопровода для сброса промышленных стоков БЦБК в реку Иркут. Работы уже велись полным ходом, трубы завезены, в тайге рубилась просека.

Перестройка только-только разгонялась по-настоящему, оспаривать решения власти, состязаться с властью в политической дискуссии, выбирать путь прямого противостояния власти было если уж не совершенно опасно, как за год-два до этого, то ещё совершенно не принято и всё-таки довольно рискованно – последовавшие вскоре инциденты с милицией наглядно это подтвердили. Страна ещё существовала между сном и пробуждением.

А провинциальный Иркутск уже проснулся. Здесь случился настоящий гражданский протест.

Неформальное движение в защиту Байкала инициировали ещё летом трое иркутян – Анатолий Сосунов, Валерий Зубков и Анатолий Костовский. Подписи против «трубы» собирались на улицах и площадях города с 20 июня 1987 года. А вот кульминация «иркутской истории» грянула 22 ноября. Тогда на многотысячной манифестации иркутян секретарю обкома КПСС Иваницкому была вручена петиция, под которой стояли 107 тысяч протестных подписей. Попробуйте собрать сегодня такое количество подписей против чего-нибудь злободневного!

Неожиданно – совершенно вдруг – митинг превратился в демонстрацию. По призыву организаторов собравшиеся пошли по улице Декабрьских Событий, потом по улице Карла Маркса на бульвар Гагарина. Там с парапета набережной Ангары инициатор шествия Анатолий Сосунов, учёный, диссидент и автор текста петиции, произнёс слова, которые потом перепечатали столичные СМИ из тех, что поддерживали перестройку: «Сегодня мы ещё не победили комбинат, но мы уже победили сегодня в самих себе холопский дух. Эта демонстрация показала, что мы начали выдавливать из себя рабов!»




Иркутск 22 ноября 1987 года. Колонна протестующих демонстрантов вступает на центральную улицу города. Фото: Николай Бриль.

Судя по всему, Иркутская демонстрация была первой массовой демонстрацией в истории СССР. Хотя в плане первого открытого общественного протеста нас несколько опередили питерцы – тогда ещё жители Ленинграда, – которые (далее цитирую по справочнику «Неформальная Россия», выпущенному в 1990 году столичным издательством «Молодая гвардия») “16–18 марта 1987 года организовали пикеты для защиты от сноса гостиницы «Англетер»”. За прошедшие 30 лет события у «Англетера» обросли, как это часто бывает, мифами и легендами: сегодня в Интернете количество участников питерских пикетов, названных уже массовой демонстрацией, выросло аж до 22 000 человек (неоспоримых фотоснимков нет), и можно прочитать вот такое: “Защита «Англетера» вошла в историю как поворотный момент в жизни не только города, но и всей страны. Это было началом конца диктатуры”. Наверное, эти слова с не меньшим основанием можно было бы отнести к Иркутской демонстрации. Питерцы выступили против решения Ленгорисполкома, то есть бросили вызов городским властям, защищая городское культурное наследие. Иркутяне выступили против постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР, то есть бросили вызов всей власти государственной, защищая нерукотворное сокровище всей планеты. И первая демонстрация в традиционном и привычном понятии уличного шествия была всё-таки у нас. Кстати, отстоять «Англетер» питерцам так и не удалось, и гостиница, в которой когда-то свёл счёты с жизнью Сергей Есенин, была снесена.



«Трубе» – труба! Фото: Эдгар Брюханенко

Наша демонстрация увенчалась победой: пункт о строительстве стокоотвода был из постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР полностью изъят, и начатое строительство прекращено. Попытка сохранить БЦБК на берегах Байкала за счёт «трубы» не удалась. Но это было только начало упорной и длительной всенародной борьбы за спасение Священного моря. В 2014 году комбинат был всё-таки закрыт.

Разумеется, иркутский протест не мог остаться без внимания Запада, а «Голос Америки» даже провозгласил город на Ангаре столицей перестройки. Помню, как мне – тогда ещё школьнику – с большой охотой и удовольствием рассказывали об этом факте старшие товарищи. ИРКУТСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ, как и ДВИЖЕНИЕ В ЗАЩИТУ БАЙКАЛА, стала знаковым событием перестройки.

Да, мы были первыми.

Итак, ещё раз взглянем на дату. Это случилось 22 ноября 1987 года. Ровно тридцать лет назад. Тридцать лет назад состоялось рождение настоящего гражданского общества в одном отдельно взятом городе, тридцать лет назад громко заявил о себе иркутский характер. Яркий юбилей, историческое значение которого выходит за рамки просто городской истории. Был хороший повод обратить внимание на дату областным и городским властям. Общественным организациям. СМИ. Гражданам. Всем.

Кто и как обратил?..

Сергей Шмидт
Автор - политолог, кандидат исторических наук.


http://babr24.com/irk/?IDE=167603





=========================

Документальный фильм «Байкальская боль» (1988)

Экологические проблемы озера Байкал на фоне демонстрации в Иркутске

https://youtu.be/FZAoN3mdgDI

===================================

Приглашаю всех в группы «ПЕРЕСТРОЙКА - эпоха перемен»

«Фейсбук»:
https://www.facebook.com/groups/152590274823249/

«В контакте»:
http://vk.com/club3433647

===================================

Tags: ! - История Перестройки, 1987, Иркутск, демонстрация, митинги, экология
Subscribe

Posts from This Journal “! - История Перестройки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments